Система "Абитуриент": будущее качества образования

Анастасия Булатова
Газете ВУЗа. - апр. - 2005.


Ссылка на первоисточник: Образовательный портал Ивановского государственного энергетического университета: http://www.ispu.ru/portal/index.pl?id=0



         6 апреля на состоявшемся Ученом cовете вуза был представлен доклад по результатам эксперимента "Анализ качества абитуриента". Разработчиками проекта являются В. Н. Нуждин, Т .Я. Кроль, И. Д. Ратманова и В. П. Шишкин.

         Процессы повышения эффективности управления учебным процессом на основе менеджмента качества идут в нашем вузе давно. И создание автоматизированной системы оценки качеств абитуриентов, являющейся стартовой точкой для анализа качества учебного процесса ИГЭУ сейчас особенно актуально.

         Внедрение системы "Абитуриент" невозможно без применения современных информационных технологий. В ИГЭУ разработана технологическая основа системы менеджмента качества, состоящая из инструментальных комплексов РАДИУС (быстрая разработка и настройка АРМ менеджеров вуза) и ИНФОВИЗОР (инструмент для многомерного и интеллектуального анализа данных).

         Задачи, решенные в процессе эксперимента:

         - разработка оценки абитуриентов;

         - создание и настройка необходимых программных средств;

         - сбор данных и помещение их в корпоративное хранилище;

         - аналитическая обработка полученных результатов.

         Если система "приживется" в вузе, каждый абитуриент будет оцениваться по следующим критериям:

         - знания (учет среднего балла по аттестату и средней оценки входных экзаменов);

         - достижения, подтвержденные какими либо документами: участие в предметных олимпиадах, спортивных соревнованиях, творческих конкурсах;

         - предпочтения во внеучебной сфере: политика, общественная и научная работа, музыка, спорт, творчество и т.п., выявленные в результате анкетирования абитуриентов;

         - моральные, интеллектуальные, деловые, эмоциональные, волевые и коммуникативные качества, а также поведение в коллективе, данные о которых будут получены в результате психологического тестирования.

         По результатам многочисленных тестирований, опросов и сбора документальных данных складывается несколько рейтингов абитуриента: учебный, спортивный, культурный, общественный.

         Далее идет аналитическая обработка данных, включающая в себя:

         - многомерный анализ индикаторов качества с уровнями обобщения "специальность", "кафедра", "факультет", "университет" - в разрезах квалификации, формы и вида обучения, направления, учебного года;

         - формирование отчетов, диаграмм деловой графики;

         - интеллектуальный анализ данных.

         Разработаны даже параметры интеллектуальной обработки полученных сведений:

         - выявление аномальных явлений и диспропорций (то есть особо выдающихся в каких-либо сферах абитуриентов либо отстающих, "отклонения" по группам и специальностям и т.п.);

         - внесение в практику управления университетом результатов обработки данных методами прикладной статистики;

         - формирование шаблонов знаний для принятия решений по повышению эффективности управления университетом.

         Для деканов и преподавателей это неоценимая помощь при работе с абитуриентами, поскольку такое большое число показателей, рейтингов, уже проведенных системой видов анализа позволяют исследовать свою будущую аудиторию в самых разных аспектах.

         "Абитуриент" уже настроена на менеджеров качества разного уровня, содержит готовые шаблоны анализа, что само по себе существенно облегчает обработку данных. Именно это делает систему достаточно простой и привлекательной для пользователя.

         Это всё - уже проделанная работа. Но перспектив и задач, стоящих перед разработчиками системы и ее пользователями, множество. Необходимо внедрение менеджмента качества абитуриентов на всех факультетах, иначе - без информации о каком-либо факультете или даже отдельном студенте - картина будет неполной, а может, и неверной. Возможна еще и дополнительная разработка методик оценки качества обучения студентов. И, самая главная задача на сей день, - внедрение результатов менеджмента качества в повседневный процесс управления вузом (ученый совет, деканские совещания, и т.д.).

         Пока эксперимент проводился среди первокурсников ЭМФ. А в недалеком будущем подобные работы по повышению качества образования станут повседневностью. И хорошо, если бы продолжение оказалось столь же успешным и многообещающим, как эксперимент с системой "Абитуриент".